Все словари русского языка: Толковый словарь, Словарь синонимов, Словарь антонимов, Энциклопедический словарь, Академический словарь, Словарь существительных, Поговорки, Словарь русского арго, Орфографический словарь, Словарь ударений, Трудности произношения и ударения, Формы слов, Синонимы, Тезаурус русской деловой лексики, Морфемно-орфографический словарь, Этимология, Этимологический словарь, Грамматический словарь, Идеография, Пословицы и поговорки, Этимологический словарь русского языка.

хуан i

Энциклопедия Кольера

ХУАН I (Juan I)

(1350-1395), король Арагона, сын Педро IV и его третьей жены Элеоноры Сицилийской, родился в Перпиньяне 27 декабря 1350. С юных лет Хуан обнаружил пристрастие к Франции и к французской цивилизации. Две его жены были француженками, а франкофильская политика привела к прямому конфликту с отцом, который склонялся в Столетней войне на сторону англичан. В 1387, когда Хуан стал королем, его профранцузская политика привела к неблагоприятным последствиям. Музыка, образование, поэзия и медицина при дворе Хуана процветали, но эти занятия отвлекали его от нараставшего в стране кризиса. Экономический упадок, социальные противоречия, возобновлявшаяся эпидемия чумы предвещали конец Барселонской династии. Умер Хуан 16 мая 1395.

Полезные сервисы

хуан i (король кастилии)

Энциклопедический словарь

ХУАН I (король Кастилии) - ХУА́Н I (1358-90), король Кастилии с 1379, из династии Трастамара. Женившись на единственной наследнице португальского короля Фернандо, пытался занять португальский трон, но в 1385 был разбит. Упал с лошади и последние 5 лет провел в неподвижности.

Полезные сервисы

хуан i (король арагона)

Энциклопедический словарь

ХУАН I (король Арагона) - ХУА́Н I (1350-95), король Арагона с 1387. Под влиянием свой жены Виоланты проводил профранцузскую политику. Погиб, упав с лошади.

Полезные сервисы

хуан ii

Энциклопедия Кольера

ХУАН II (Juan II)

(1398-1479), король Арагона и Наварры. Хуан, сын Фердинанда Антекеры, избранного в 1412 королем Арагона под именем Фердинанда I, родился в Медина-дель-Кампо. С 1416 Хуан управлял обширными родовыми поместьями в Кастилии, а с 1436 был в отсутствие брата Альфонса V наместником Арагона и Валенсии. Его происки, связанные со стремлением подчинить также и Кастилию, дважды приводили к войне Арагона и Кастилии. Наконец, в 1445 Хуан потерпел при Ольмедо решительное поражение от Альваро де Луна, наместника Кастилии при слабодушном короле Хуане II (тезке короля Арагона). Хуан взошел на трон Арагона после смерти брата в 1458, унаследовав и Неаполитанское королевство. Он вверг в темницу своего сына Карла Вианского, популярного среди каталонцев наследника Наварры, что послужило поводом для восстания в Каталонии (1462-1472), с которым Хуану удалось справиться ценой больших усилий, пожертвовав ради помощи от Франции Руссильоном и Серданьей. Величайшее достижение Хуана - заключенный в 1469 брак его сына Фердинанда с Изабеллой, наследницей Кастилии, приведший в итоге к объединению двух государств и возникновению Испании. Хуан умер в 1479, оставив Арагон в разорении.

ЛИТЕРАТУРА

Варьяш А.О. Португальско-кастильские отношения в ХV веке. - В сб.: Проблемы испанской истории. М., 1987

Полезные сервисы

хуан ii (король кастилии)

Энциклопедический словарь

ХУАН II (король Кастилии) - ХУА́Н II (1405-54), король Кастилии с 1406. Находился всецело под влиянием своего фаворита Альваро де Луна, но был вынужден согласиться на его казнь.

Полезные сервисы

хуан авильский

Энциклопедический словарь

ХУАН АВИЛЬСКИЙ - ХУА́Н АВИ́ЛЬСКИЙ (San Juan de Avila) (1500-69), святой Католической церкви, «апостол Андалусии».

Полезные сервисы

хуан австрийский

Энциклопедический словарь

ХУАН АВСТРИЙСКИЙ - ХУА́Н АВСТРИ́ЙСКИЙ (Дон Хуан Австрийский, Don Juan de Austria) (24 февраля 1547, Регенсбург, Германия - 1 октября 1578, Бурж, Испанские Нидерланды), испанский военный и политический деятель. Побочный сын императора Священной Римской империи Карла V (см. КАРЛ V Габсбург), единокровный брат короля Испании Филиппа II (см. ФИЛИПП II Габсбург). Флот Священной Лиги под его командованием одержал победу над турками в битве при Лепанто (см. ЛЕПАНТО).

Воспитывался в Испании под наблюдением Карла V, не зная, что император является его отцом. В завещании Карл V признал Хуана своим сыном. В 1559 он был официально признан сводным братом Филиппа II, получил владения, и титул принц Дон Хуан Австрийский. В 1561 вместе с инфантом Доном Карлосом и Алессандро Фарнезе (см. ФАРНЕЗЕ Александр) он был отправлен в университет. Вопреки желанию отца, прочившего ему сан священника, предпочел военную карьеру. Король Филипп II согласился с его пожеланиями, поручив Хуану в 1568 борьбу с алжирскими пиратами в Средиземном море. В 1569 он возглавил испанские войска, направленные на подавление восстания морисков (см. МОРИСКИ) в Гранаде. В 1571 Филипп II назначил его главнокомандующим объединенного флота Священной Лиги в Восточном Средиземноморье. Союзники одержали победу в битве при Лепанто, фактически уничтожив турецкий флот. Воодушевленный этой победой, Хуан стремился закрепить успех в борьбе против турок. Ему удалось захватить Тунис в 1573, но Филипп II отозвал его в Испанию, и в следующем году город был отвоеван турками. Честолюбивый Хуан Австрийский стремился получить собственное королевство, но Филипп II очень ревниво относился к славе Хуана и старался не допустить усиления его влияния. В 1576 Дон Хуан был назначен наместником в Нидерландах. Заключил с Генеральными штатами (см. ГЕНЕРАЛЬНЫЕ ШТАТЫ в Нидерландах) Брюссельскую унию (позднее названную «Вечный эдикт») (1577), подтвердившую Гентское соглашение (см. ГЕНТСКОЕ УМИРОТВОРЕНИЕ) (1576) между католическими и протестантсткими провинциями, обещал вывести испанские войска из Нидерландов, восстановить права провинций, утвердил Вильгельма Оранского (см. ВИЛЬГЕЛЬМ I Оранский) правителем Голландии и Зеландии и потребовал признать католицизм главенствующей религией. Планировал вторгнуться в Англию, освободить из заключения Марию Стюарт (см. МАРИЯ Стюарт) и жениться на ней. Голландия и Зеландия отказались признать власть Хуана Австрийского и «Постоянный эдикт», Вильгельм Оранский старался поднять мятеж. Испанский король, озабоченный честолюбивыми планами брата, сократил денежные поступления и отозвал войска. 24 июля 1577 Дон Хуан захватил Намюр, сделав его оплотом испанской власти. Это оттолкнуло от него католическое дворянство Нидерландов. Генеральные штаты потребовали от Филиппа II отозвать Дона Хуана. Король назначил правительницей Нидерландов Маргариту Пармскую, но Генеральные штаты предпочли в качестве наместника племянника Филиппа II эрцгерцога Маттиаса, вступили в союз с Англией. Хуан разбил 31 января 1578 армию Генеральных штатов при Жамблу, захватил большую часть Фландрии, Брабант, Эно. Однако, он не смог развить свой успех, поскольку Филипп II не прислал подкрепление, а нидерландским протестантам пришли на помощь английские и французские войска. В его войске началась эпидемия, и Дон Хуан умер. По приказу Филиппа II похоронен в Эскориале.

Хуан Австрийский стал героем произведений П. Кальдерона, Х. Гофмансталя и др.

Энциклопедия Кольера

ХУАН АВСТРИЙСКИЙ (Don Juan de Austria)

(1545-1578), испанский военный деятель, известный в Испании как Дон Хуан Австрийский. Незаконнорожденный сын Карла V, императора Священной Римской империи, Хуан родился в Регенсбурге 24 февраля 1545. Пять лет спустя его перевезли в Испанию и поселили в замке Луиса де Кияда близ Вальядолида. Когда в 1556 Карл умер, Хуан, согласно завещанию, был признан его сыном, а в 1559 его признал и единокровный брат Филипп II, король Испании, который присвоил Хуану титул принца и позволил обосноваться в Мадриде. Избрав военную карьеру, Хуан встал во главе эскадры, воевавшей против алжирских пиратов, а в 1570 командовал армией, посланной против восставших в Гранаде мавров. Когда Испания, Венеция и Ватикан образовали Священную лигу, Хуан командовал объединенным христианским флотом, который 7 октября 1571 разгромил турецкую эскадру при Лепанто (совр. Нафпактос, Греция), развеяв миф о непобедимости турок. Хуан надеялся создать в Греции независимое королевство и стать его государем, но его успехи вызвали зависть брата Филиппа, который отказался одобрить эти планы. Впоследствии Хуан захватил у турок город Тунис (1573), намереваясь стать здесь правителем, но Филипп помешал и этому, а год спустя турки отвоевали город. В 1576 Хуан был назначен генерал-губернатором Нидерландов - в надежде, что ему удастся подавить восстание голландцев против испанского правления, однако на поприще дипломатии его переиграл Вильгельм Оранский, вождь голландских мятежников. Он убедил Хуана согласиться на условия соглашения, названного Гентским умиротворением (подписано 8 ноября 1576), в качестве основы для дальнейших переговоров, которые затем постоянно затягивались. Однако через полгода Хуан неожиданно отказался от своих уступок. Получив подкрепление, он начал наступление на голландских повстанцев и 31 января 1578 при Жамблу нанес им поражение. Воспользоваться плодами этой победы Хуану вновь не дал Филипп, не приславший вовремя необходимых подкреплений. Зловещим знаком для Хуана явилось и убийство его секретаря Хуана де Эскобедо, в котором были основания подозревать короля. Летом, в период вынужденного бездействия, Хуан заразился лихорадкой и умер близ Намюра 1 октября 1578.

Полезные сервисы

хуан биньхун

Энциклопедический словарь

Хуа́н Биньху́н (псевдоним Юй-син) (1864-1955), китайский живописец. Стремился развить методы классической китайской пейзажной живописи («Гора Тяньтайшань», 1928). Известен также как каллиграф, поэт и теоретик искусства.

* * *

ХУАН БИНЬХУН - ХУА́Н БИНЬХУ́Н (1864-1955), китайский живописец. Работал в манере гохуа (см. ГОХУА) , стремился развить методы классической китайской пейзажной живописи («Гора Тяньтайшань», 1928).

Большой энциклопедический словарь

ХУАН БИНЬХУН (1864-1955) - китайский живописец. Работал в манере гохуа, стремился развить методы классической китайской пейзажной живописи ("Гора Тяньтайшань", 1928).

Полезные сервисы

хуан де ла крус

Энциклопедический словарь

Хуа́н де ла Крус - Иоанн Креста (Juan de la Cruz), в миру Хуан де Епес-и-Альварес (1542-1591), испанский мистик и христианский писатель, поэт, прозванный «экстатическим доктором». Вместе со св. Терезой Авильской реформировал кармелитский монашеский орден. Сочинения: «Восхождение на г. Кармель», «Мистическая ночь души». Причислен Римско-католической церковью к лику святых, признан учителем Церкви.

* * *

ХУАН де ла КРУС - ХУА́Н де ла КРУС (Juan de la Crus), Иоанн Креста (1542-91), испанский мистик и христианский писатель, поэт, прозванный «экстатическим доктором». Вместе со св. Терезой Авильской (см. ТЕРЕЗА АВИЛЬСКАЯ) реформировал кармелитский монашеский орден. Сочинения - «Восхождение на г. Кармель», «Мистическая ночь души». Память в Католической церкви 24 ноября, 14 декабря.

Энциклопедия Кольера

СВ. (Juan de la Cruz) (1542-1591), испанский мистик и поэт. Родился в кастильской деревушке Фонтиверос в Авиле в 1542 в семье торговца шелком. При крещении получил имя Хуан де Йепес-и-Альварес. В детстве Хуан не обнаружил желания пойти по стопам отца; прослужив несколько лет санитаром в больнице, вступил в кармелитский орден. До 1567 изучал теологию в Саламанкском университете, после чего принес монашеские обеты. Годом позже встретился с кармелитской монахиней, прославившейся впоследствии как св. Тереза Авильская. Под ее руководством основал первый монастырь "босоногих кармелитов" в Дурвело. К нему присоединились другие, и св. Хуану, как и св. Терезе, пришлось столкнуться с жестокой и решительной оппозицией со стороны членов ордена, которые предпочитали жить по менее строгому уставу. В 1577 группа таких монахов вместе с поддерживающими их мирянами захватила его в его келье в Авиле и заточила на восемь месяцев в тюрьме в Толедо. Там его избивали, морили голодом и держали в одиночном заточении, пока ему не удалось бежать. В 1580 реформаторы, наконец, одержали победу: Филипп II учредил особую провинцию для новых кармелитских монастырей. Св. Хуан занимал высокие посты в реформированном ордене. Умер св. Хуан в Убеде 14 декабря 1591. Сочинения св. Хуана включают ряд прозаических произведений на вероучительные темы и несколько стихотворений, три из них - Живое пламя любви (Llama de amor viva), Темная ночь души (Noche oscura del alma) и Духовная песнь (Cntico espiritual) - являют собой высочайшие образцы мистической лирики. Богословские сочинения св. Хуана тесным образом связаны с его поэзией и зачастую представляют собой построчный комментарий к отдельным стихотворениям. Так, Восхождение на гору Кармель (Subida del monte Carmelo, 1578-1583) - это разъяснение первых двух строк из Темной ночи. Позднее (в 1579) было написано богословское толкование полного текста того же стихотворения, а затем и толкования двух других стихотворений. Это преднамеренное и последовательное соотнесение мистического учения с духовными поэмами указывает на то, что св. Хуан рассматривал свою собственную поэзию прежде всего как систему символических образов, где каждое слово заимствовано из тайного языка мистической теории и практики и должно истолковываться в мистическом смысле. Духовная песнь была опубликована во французском переводе в 1622, т.е. на пять лет раньше, чем на кастильском диалекте, но только в начале 20 в. не только узкий круг верующих и знатоков поэзии, но и весь испаноязычный мир по достоинству оценил красоту поэзии св. Хуана.

Полезные сервисы

хуан де санто-томасо

Энциклопедический словарь

ХУАН ДЕ САНТО-ТОМАСО - ХУА́Н ДЕ СА́НТО-ТОМА́СО (Juan de Santo Tomaso) (1589-1644), испанский теолог и философ-логик, виднейший представитель постреформационного томизма.

Полезные сервисы

хуан ди

Синонимы к слову хуан ди

сущ., кол-во синонимов: 1

титул (219)

Словарь иностранных слов

ХУАН ДИ (кит.). Августейший император - официальный титул китайск. императора.

Полезные сервисы

хуан карлос

Большой энциклопедический словарь

ХУАН КАРЛОС I (Juan Carlos) (р. 1938) - король Испании с 1975, из династии Бурбонов, внук Альфонса XIII.

Полезные сервисы

хуан карлос i

Энциклопедический словарь

Хуа́н Ка́рлос I (Juan Carlos) (р. 1938), король Испании с 1975, из династии Бурбонов, внук Альфонса XIII.

Полезные сервисы

хуан карлос i бурбон

Энциклопедический словарь

ХУАН КАРЛОС I Бурбон - ХУА́Н КА́РЛОС I де Бурбон (Juan Carlos I de Borbon) (р. 5 января 1938, Рим), король Испании с ноября 1975.

Хуан Карлос I - сын графа Хуана Барселонского и внук свергнутого в I93I короля Испании Альфонса ХIII (см. АЛЬФОНС XIII). Монархия, ликвидированная в I93I, была восстановлена Франко в 1947, после проведения референдума, в ходе которого большинство населения высказалось за монархическую форму правления. В то же время Франко провозглашался пожизненным главой государства. Таким образом Испания превратилась в монархию без короля. В 1948 Франко и Хуан Барселонский пришли к соглашению о будущем переезде Хуана Карлоса в Испанию.

Хуан Карлос учился в институте Сан-Исидро на юридическом факультете Мадридского университета, а также в Академии Генерального штаба, военно-морском и военно-воздушном училищах. Только в июле 1969 Хуaн Kaрлoc был провозглашен наследником испанского престола и преемником Франко. Хуан Карлос временно исполнял обязанности главы государства во время болезни Франко в июле-сентябре 1974 и в октябре-ноябре 1975. После смерти Франко (20 ноября 1975) Хуан Карлос был коронован 22 ноября 1975.

Хуан Карлос I стал одним из инициаторов перехода от диктаторского режима, существовавшего в годы правления Франко, к демократии. Важной вехой этого процесса стало решение Хуана-Карлоса о назначении премьер-министром А. Суареса Гонсалеса в июле 1976. В дальнейшем Хуан Карлос I поддерживал политические реформы, проводимые правительством Суареса, завершившиеся принятием конституции в I978. По конституции король является главой государства, главнокомандующим вооруженными силами, утверждает законы, принятые кортесами (см. КОРТЕСЫ), по представлению премьер-министра и кортесов назначает высших должностных лиц. Свою приверженность демократии Хуан Карлос доказал в феврале 1981, когда была предпринята попытка военного переворота. В ночь с 23 на 24 февраля в своем телевыступлении он призвал вооруженные силы сохранять верность конституции, что способствовало поражению мятежников.

Эволюционный переход от диктатуры к демократии в Испании был неразрывно связан с именем Хуана Карлоса I. Его активная внутриполитическая и внешнеполитическая деятельность привела к повышению авторитета монархии в испанском обществе. Испанцы высоко ценят такие личные качества короля, как приверженность национальным интересам Испании, демократизм, безупречное воспитание. С 1962 Хуан Карлос состоит в браке с греческой принцессой Софией; их дети - Элена (1964), Кристина (1966) и Фелипе (1968) - принц Астурийский, наследник испанского престола.

Полезные сервисы

хуан крус

Большой энциклопедический словарь

ХУАН де ла КРУС (Juan de la Crus) - Иоанн Креста (1542-91), испанский мистик и христианский писатель, поэт, прозванный "экстатическим доктором". Вместе со св. Терезой Авильской реформировал кармелитский монашеский орден. Сочинения - "Восхождение на г. Кармель", "Мистическая ночь души". Память в Католической церкви 24 ноября, 14 декабря.

Полезные сервисы

хуан мануэль

Энциклопедический словарь

Хуа́н Мануэ́ль (Juan Manuel) (1282-1348), испанский писатель. Инфант, племянник короля Альфонса X. Сборник новелл-притч «Граф Луканор» (1328-35) с гуманистическими тенденциями, морально-дидактические трактаты.

* * *

ХУАН МАНУЭЛЬ - ХУА́Н МАНУЭ́ЛЬ (Дон Хуан Мануэль, Don Juan Manuel) (5 мая 1282, Эскалона - 1348, Кордова), испанский аристократ, политик и царедворец, поэт и автор многочисленных трактатов, с именем которого связывают становление литературного испанского (кастильского) языка.

История жизни

Происходил из старинного и знатного рода, был племянником короля Кастилии Альфонса X (см. АЛЬФОНС X Мудрый); находился в родстве с арагонским правящим домом. С отрочества, после смерти отца, занимал высшие должности в королевстве и был втянут и в борьбу вокруг кастильского престола.

При сыне короля Санчо IV, Фернандо IV, и при сыне последнего - Альфонсе XI (см. АЛЬФОНС XI), вступивших на трон в малолетнем возрасте, участвовал в борьбе за регентство. При Альфонсе XI играл первую роль в регентском совете. Когда Альфонс XI взял власть в свои руки, вручил ему королевскую печать, хранишуюся до тех пор у него.

Молодой король жаждал освободить монархию от распрей аристократических клик, а себя - от их опеки и притязаний. На этом пути его планы столкнулись с интересами Хуана Мануэля. Пообещав жениться на его дочери Констансе, позже Альфонс решил заключить союз с португальской инфантой Марией, чтобы заручиться внешней поддержкой. Констанса оказалась на положении пленницы в замке Торо - ее и не отпускали, и не предлагали венец, видимо, таким образом пытаясь сдерживать амбиции Хуана Мануэля, для которого это было и оскорблением, и разрушением его политических планов. В поисках поддержки Хуан Мануэль бросился за помощью к королю соседнего Арагона, затем - к эмиру Гранады, последнего мусульманского государства на полуострове. Это привело к долгим и тяжелым военным действиям. Враждебные отношения Хуана Мануэля с королем тянулись до 1340. Однако, как писал сам Хуан Мануэль, когда воюешь с противником сильнее тебя, дверь переговоров всегда должна быть открыта: опытный политик, он действовал не только военной силой, но и заключал союзы и выгодные браки (был женат три раза, дочь Констансу удачно выдал замуж в Португалию). Примирившись с королем, получил обратно владения и титулы и успел заслужить славу и верного своему слову вассала. Когда в 1340 соединенные силы христианских королевств выступили против мусульман юга Испании, Хуан Мануэль сражался в рядах воинов кастильского короля. Согласно традиции, он содержал 1000 боевых коней за свой счет.

Литературное наследие

Несмотря на бурную военную и придворную деятельность Хуан Мануэль оставил после себя многочисленные трактаты, считая их сочинение важным для себя и людей делом. Сюжеты трактатов очень разные: «Книга состояний» - описание современного ему общества и того, как человек должен себя вести в нем согласно своему положению, «Книга об охоте» и «Книга о гербах» посвящены искусству охоты и геральдическому искусству, «Сочинение о вознесении Девы [Марии] - богословский трактат. Несмотря на «ученость» трактатов в них прорывается живое дыхание эпохи - воин и царедворец, Хуан Мануэль не умеет умолчать об опыте своей жизни и ее обидах и удачах.

Наибольшую известность приобрела «Книга примеров графа Луканора и Патронио», написанная в традиционном жанре поучительной новеллы, который был весьма распространен в средние века вообще, а на Пиренейском полуострове в особенности: он пришел сюда с Востока, дав бесконечный ряд сюжетов и тем. Оригинальные находки в повороте фабулы или в деталях, переносящих читателя в Испанию 14 в., образная и живая манера изложения, здравый смысл и острый, а иногда и ядовитый юмор автора делают книгу одним из выдающихся произведений испанской средневековой литературы.

Большой энциклопедический словарь

ХУАН МАНУЭЛЬ (Juan Manuel) (1282-1348) - испанский писатель. Сборник новелл-притч "Граф Луканор" (1328-35) с гуманистическими тенденциями, морально-дидактические трактаты.

Полезные сервисы

хуан мануэль (juan manuel)

Большой энциклопедический словарь

Хуа́н Мануэ́ль (Juan Manuel) (1282—1348), испанский писатель. Инфант, племянник короля Альфонса X. Сборник новелл-притч «Граф Луканор» (1328—35) с гуманистическими тенденциями, морально-дидактические трактаты.

Полезные сервисы

хуан мартинес де хауреги-и-уртадо де ла саль

Афоризмы

Хуан Мартинес де Хауреги-и-Уртадо де ла Саль

(1583-1641 гг.) поэт, художник, переводчик и литературный критик

А счастье - это деревенский дом,

От предков унаследованный нами,

Где мирным жизнь заполнена трудом;

Клочок земли, где мы с усердьем сами

Возделываем раннею весной

И не тревожимся за урожай ночами;

Жилище скромное, где в летний зной

Всегда спасительная сень прохлады

И греет пламя очага зимой.

Покой в душе - нет сладостней отрады:

Благословлять то, что дала судьба,

И от нее не ждать иной награды.

Любовь презрению сестра,

Презрение - любви подобно;

И зло ее на вид беззлобно

Перед посулами добра.

Она - предательская верность,

Вернейшая из всех измен:

Кто знал любви сладчайший плен,

Тот знает горестей безмерность.

Мы смертными являемся на свет,

У смерти от рожденьями во власти…

Но ты живи так, словно смерти нет,

И ты узнаешь, что такое счастье.

Полезные сервисы

хуан син

Энциклопедический словарь

Хуа́н Син (1874-1916), китайский революционер. Возглавлял Хуанхуаганское восстание 1911, был одним из руководителей Синьхайской революции 1911-13.

* * *

ХУАН СИН - ХУА́Н СИН (1874-1916), китайский революционер. Возглавлял Хуанхуаганское восстание 1911, был одним из руководителей Синьхайской революции 1911-13.

Большой энциклопедический словарь

ХУАН СИН (1874-1916) - китайский революционер. Возглавлял Хуанхуаганское восстание 1911, был одним из руководителей Синьхайской революции 1911-13.

Полезные сервисы

хуан хосе австрийский

Энциклопедический словарь

ХУАН ХОСЕ Австрийский - ХУАН ХОСЕ АВСТРИЙСКИЙ (7 апреля 1629, Мадрид - 17 сентября 1679, Мадрид) испанский военный деятель, министр короля Испании Карла II (см. КАРЛ II Габсбург), внебрачный сын короля Испании Филиппа IV (см. ФИЛИПП IV Габсбург) и известной актрисы Марии Кальдерон, сводный брат короля Испании Карла II, королевы Франции Марии Терезы и императрицы Священной Римской империи Маргариты (см. МАРГАРИТА Испанская).

Единственный официально признанный в 1642 внебрачный сын короля Филиппа IV получил хорошее образование и должен был стать священником, однако, предпочел карьеру военного. В 1647 впервые командовал испанскими войсками при подавлении восстания в Неаполитанском королевстве. Был назначен генерал-викарием Италии. В 1651 возглавлял королевские войска, осаждавшие Барселону, и вел переговоры о сдаче города. С 1656 - правитель Нидерландов (см. НИДЕРЛАНДЫ (историческая область)). Сначала добился временных военных успехов, но при Дюнкирхене в 1657 его войска были разбиты французами. В 1658, отозванный из Нидерландов, Хуан Хосе в 1660 стал командующим испанских войск в Португалии, где одержал несколько побед. Поражение испанцев в 1663 при Эстремосе привело к его отставке. Его растущая популярность вызвала недовольство мачехи Марии Анны Австрийской. Хуан Хосе был сослан Консуэгру, где оставался и во время регенства Марии Анны. Хуан Хосе играл активную роль в политических интригах. В 1669 он возглавил военное восстание, которое вынудило королеву-регентшу Марию Анну удалить от двора ее фаворита и исповедника, отца Нейдгарта. В начале 1677 в результате дворцового переворота, во главе которого стоял Карл II, новый фаворит королевы Фернандо де Валенцуела был выслан, а королева-мать ушла в монастырь. Власть оказалась в руках дона Хуана Хосе. Несмотря на свою популярность, Хуан Хосе скоро потерял поддержку населения, поскольку проводил профранцузскую политику, заключив в 1678 мир с Францией, который привел к потере части Испанских Нидерландов и дальнейшему снижению международного авторитете Испании. Незадолго до своей смерти Хуан Хосе устроил брак Карла II с племянницей французского короля Марией Луизой Орлеанской, который стал в дальнейшем поводом для претензий Франции в войне за Испанское наследство (см. ИСПАНСКОЕ НАСЛЕДСТВО).

Хуан Хосе Австрийский был покровителм ученых и деятелей искусства, собирателем обширной библиотеки. Бальтазар Грасиан посвятил ему второй том «Критикона».

Полезные сервисы

хуан цзунси

Энциклопедия Кольера

ХУАН ЦЗУНСИ

ХУАН ЦЗУНСИ

Хуан Тайчжун, Хуан Наньлэй, Хуан Личжоу. Выдающийся китайский философ-неоконфуцианец (см. НЕОКОНФУЦИАНСТВО), общественно-политический деятель и ученый-энциклопедист, занимавшийся историей, географией, математикой, астрономией, теорией музыки и календарных расчетов, основавший Чжэцзянскую историческую школу. Родился 24 сентября 1610 в округе Юйяо провинции Чжэцзян. Был сыном крупного политического деятеля, представителя Дунлиньской группировки, окончившего свои дни в тюрьме в 1626. Сам Хуан Цзунси также был близок к Дунлиньской школе, создав унаследовавшее ее идеи "Общество возрождения" (Фу шэ), и являлся учеником янминиста

(см. ВАН ЯНМИН; ВАН ЯНМИНА ШКОЛА) Лю Цзунчжоу (1578-1645). Хуан Цзунси вел политическую и вооруженную борьбу с вторгшимися в Китай маньчжурами как до, так и после их воцарения в Пекине в 1644. Прекратив сопротивление в 1649, он поселился у себя на родине в уезде Юйяо провинции Чжэцзян (откуда происходил и Ван Янмин) и занялся исключительно научной и литературной работой. Умер Хуан Цзунси 12 августа 1695. Славу Хуан Цзунси принесли прежде всего его исторические сочинения, в особенности связанные с событиями недавнего прошлого - эпохи Мин (1368-1644). Он создал классические работы по истории китайской философии периода ее высочайшего развития при династиях Сун, Юань, Мин (10-17 вв.): Сун Юань сюэ ань (Отчет об учениях [[эпох]] Сун и Юань), Мин жу сюэ ань (Отчет об учениях конфуцианцев [[эпохи]] Мин). Первый его самостоятельный трактат Мин и дай фан лу (Записки для ожидаемого с визитом [[правителя в период]] Поражения Света или, в другом возможном понимании, Записки, просвещающие варваров в ожидании прихода [[совершенномудрого правителя]]), написанный в 1662, посвящен обществоведческой проблематике (переиздан в Пекине в 1955). В общетеоретическом плане Хуан Цзунси критиковал как буддийскую ересь отстаивавшийся школой Чэн И (1033-1108) - Чжу Си (1130-1200) и доминировавший в официальном неоконфуцианстве приоритет "принципа" (ли1), всячески подчеркивая первичность коррелятивной ему "пневмы" (ци1): "то, что проницает небо и землю, пронизывает древность и современность, не может не может не быть единой пневмой (и ци) и только". Всенаполняющая, являющаяся "единым корнем" (и бэнь) пневма "рождает людей, рождает вещи", а принципы представляют собой упорядоченность ее "распространяющегося действия" (лю син), поэтому "без пневмы нет принципов" и "принцип - это принцип пневмы". Поддерживая отстаивавшийся противоположным направлением в неоконфуцианстве, школой Лу Цзююаня (1139-1192) - Ван Янмина (1472-1529) приоритет "сердца" (синь1), Хуан Цзунси утверждал, что "все наполняющее небо и землю суть сердце" и "поэтому исчерпывающее [[исследование]] принципов означает исчерпание тьмы особенностей в собственном сердце, а не исчерпание тьмы особенностей тьмы вещей". Совмещение этих двух установок привело Хуан Цзунси к "отождествлению сердца и пневмы" (синь цзи ци): "человек получает пневму от неба, чтобы жить, и обладает только одним сердцем и все", "в небе это пневма, в человеке это сердце, в небе это принцип, в человеке это [[индивидуальная]] природа (син1)". Динамичный характер пневмы как субстрата гносеопсихологического центра - сердца, в свою очередь, обусловил деятельностную трактовку познания, выразившуюся в интерпретации "доведения до конца" (чжи5) из фундаментального тезиса Ван Янмина о "доведении знания до конца" (чжи лян чжи) с помощью категории "действие" (син3, см. ЧЖИ - СИН). Согласно Хуан Цзунси, всеми людьми от рождения движут частные интересы и стремление к пользе/выгоде (ли3). Но в жизни общества ("Поднебесной") должна осуществляться общая польза/выгода, за что ответствен прежде всего правитель. В оценке роли последнего китайский мыслитель следовал положению Мэн-цзы о приоритете народа над правителем и допустимости свержения порочного государя (Мэн-цзы, VII Б, 14, I Б, 8). Отсюда Хуан Цзунси заключал, что следует "рассматривать Поднебесную в качестве субъекта (буквально: хозяина), а правителя - в качестве объекта (буквально: гостя), но не наоборот. Подобное идеальное положение, по его мнению, существовало при древних совершенномудрых государях, которые были способны по собственной воле отказываться от власти. В дальнейшем государи в силу общечеловеческого стремления к личной пользе/выгоде стали считать Поднебесную своей частной собственностью и рассматривать ее в качестве объекта, а себя - в качестве субъекта. Поскольку такое же стремление естественно возникало и у других претендентов на престол, в государстве образовывался неисчерпаемый источник борьбы и смуты. Кроме того, когда правитель подменяет общественные интересы своими личными, интересы его подданных оказываются неудовлетворенными. Поэтому такой правитель олицетворяет собой "великий вред Поднебесной". В целом, ссылаясь на различные исторические и мифические прецеденты, Хуан Цзунси признавал легитимной как наследственную, так и ненаследственную монархию, полагая главным критерием легитимности стремление монарха к общественной пользе/выгоде, соблюдению интересов всей Поднебесной, а не интересов его самого или его семьи. Согласно Хуан Цзунси, легитимной китайская монархия была с глубокой древности до конца 3 в. до н.э., т.е. при трех идеальных династиях - Ся, Шан-Инь и Чжоу. Нарушение правильных устоев государственности произошло при последующих династиях, основатели которых считали Поднебесную своим семейным достоянием. В качестве гарантий легитимности правления Хуан Цзунси предлагал различные мероприятия, главным образом относящиеся к трем областям - законодательной, административной и идеологической. В противоположность распространенному тогда мнению, что порядок или смута в стране зависят прежде всего от конкретных людей, а не законов, он выдвинул принцип, согласно которому сначала должны "иметься упорядоченные законы, после чего появятся упорядочивающие люди". Сами законы (фа) Хуан Цзунси разделял на "законы [[в интересах всей]] Поднебесной" (тянь ся чжи фа) и "законы [[в интересах]] одной семьи [[правителя]]" (и цзя чжи фа). Первые суть также "не законнические законы" (у фа чжи фа), а вторые - "незаконные законы" (фэй фа чжи фа). Чем больше в первых простоты, тем меньше смуты в стране; чем больше во вторых изощренности, тем больше смуты ими порождается. Хуан Цзунси отрицал неизменяемость законов, утверждая, что "каждая эпоха имеет законы данной эпохи", и доказывая это с помощью исторических изысканий. Законодательные нововведения он обосновывал принципом, согласно которому "соответствие законов [[своему]] времени обусловливает порядок" в стране. Следуя традиционной вере в "золотой век" древности, в качестве нововведений в данной области Хуан Цзунси предлагал "идеальные" законы трех первых династий (Ся, Шан-Инь, Чжоу) и предшествовавшего им мифического времени. При действии этих законов "пользу/выгоду из гор и водоемов не нужно было извлекать до исчерпания; не возникало опасений утратить равновесие наград и наказаний; благородные пребывали не при дворе, худородные - не в захолустье; в последующие века, когда взялись за осуждение простоты сих законов, люди Поднебесной не увидели [[в этом]] ни возможной алчности верхов, ни возможной ненависти низов". В историческом процессе изменения, т.е. деградации, законов Хуан Цзунси выделил два завершенных периода - от изначальной древности до падения Чжоу и воцарения династии Цинь (221-206), от Цинь до падения Сун (960-1279) и воцарения династии Юань (1279-1367) - и один незавершенный, охватывающий современную ему эпоху. Видимо, в завершении последнего периода он видел реализацию традиционной для китайской идеологии схемы триадического цикла, присутствующей, в частности, у Мэн-цзы, на которого ориентировался философ (Мэн-цзы, VII А, 30, III Б, 9, III А, 2, VII Б, 38, II Б,13), а затем Дун Чжуншу (2 в. до н.э.), в школе текстов новых письмен, традиции Гунъян чжуань (5-2 вв. до н.э.) и Хэ Сю (129-182)

(см. ДА ТУН-ВЕЛИКОЕ ЕДИНЕНИЕ). В рассуждениях об административной сфере Хуан Цзунси также опирался на Мэн-цзы, у которого описана следующая система титулов и званий: император ("сын неба"), герцог (гун1), маркиз (хоу1), граф (бо), виконт (цзы), барон (нань); правитель (цзюнь), канцлер (цин2), сановник (да фу), служилый (ши4) (Мэн-цзы, V Б, 2). Хуан Цзунси истолковывал эту систему как свидетельство того, что в древности правитель государства или даже сам император не был принципиально отделен от административной иерархии, но включался в нее подобно всем нижестоящим инстанциям. Иными словами, отношение правителя к канцлеру аналогично отношению канцлера к сановнику и т.д., а отношение императора к герцогу аналогично отношению последнего к маркизу и т.д. "Изначально смысл появления правителя состоял в том, чтобы упорядочивать Поднебесную. Поднебесная не может быть упорядочена одним человеком, поэтому учреждено чиновничество для ее упорядочения. Так что чиновники суть телесные воплощения (фэнь шэнь) правителя". Эта единотелесность служит у Хуан Цзунси основанием для распространения принципов формирования административной иерархии на самого правителя, что прежде всего касается порядка престолонаследования. "В древности [[власть]] передавалась не сыну, а достойному. На лишение сына неба [[его]] положения или оставление в таковом смотрели так же, как на [[положение]] первого министра. Впоследствии сын неба стал передавать [[свою власть]] сыну, а первый министр - нет. Не все сыновья сынов неба были достойными, но благодаря тому что это восполнялось передачей [[поста]] первого министра достойным, не утрачивался и смысл, [[заложенный ранее в]] передачу достойным [[власти]] сына неба. При упразднении же [[поста]] первого министра для недостойного наследника сына неба нет достойного восполнителя и смысл передачи [[власти]] сыну также утрачивается!". Упразднение поста первого министра (цзай сян) Хуан Цзунси рассматривал как вполне конкретную политическую акцию, осуществленную основателем династии Мин - Чжу Юаньчжаном в 1380 и повлекшую за собой, по мнению философа, нарушение порядка во всю эпоху правления этой династии. Согласно Хуан Цзунси, в государстве помимо наследственного или ненаследственного правителя необходим ненаследственный первый министр, т.е. глава правительства. Последнее же он предлагал создавать по модели, предложенной знаменитым первым министром эпохи Тан (618-907) - Чжан Шо (667-730). Такое правительство, образуемое первым министром, должно состоять из кабинета административных дел (чжэн ши тан) и подчиненных ему пяти палат: палаты чиновников (ли фан), палаты верховного управления (шу цзи фан), военной палаты (бин фан), палаты народонаселения (ху фан), палаты наказаний и ритуалов (син ли фан). С известной долей условности кабинет административных дел можно считать аналогом кабинета министров, а пять палат - соответственно аналогом министерства внутренних дел, государственного совета, военного министерства, министерства финансов, министерства юстиции и церемоний. Ненаследственный характер должностей в структуре государственного аппарата, пропагандируемой Хуан Цзунси, подразумевает назначаемость сверху, а не избираемость снизу. Высшей, т.е. назначающей, инстанцией для правителя в ненаследственной монархии признавались либо его предшественник, добровольно передающий или завещающий ему престол, либо само небо, согласно древней теории "небесного предопределения" (гэ мин, см. МИН-ПРЕДОПРЕДЕЛЕНИЕ)

объявляющее своим "сыном" носителя наибольшей благодати (дэ) среди людей и заменяющее им автоматически утратившего это "сыновство" порочного правителя. Описываемый Хуан Цзунси аппарат власти для правильного выполнения своих функций нуждается еще в по крайней мере двух инстанциях - выдвигающей или обсуждающей законы и контролирующей их выполнение. У Хуан Цзунси они совмещаются в одной инстанции, обладающей также учебно-воспитательной и научно-просветительной функциями. Этой инстанцией он считал учебные заведения, школы всех ступеней, вводя таким образом свою программу в область идеологии. Хуан Цзунси утверждал, что начиная с династии Цинь, т.е. прежде всего благодаря восторжествовавшему тогда легизму, идеология в стране стала централизованно декретироваться: "правда и ложь в Поднебесной устанавливались только двором". Независимые умы при разных династиях создавали неофициальные объединения, частные школы и академии, пытаясь с их помощью воздействовать на администрацию, но, как правило, подвергались различного рода репрессиям, что подрывало устои государственной жизни и даже приводило к политическому краху. Хуан Цзунси указывал и на обратные, положительные примеры. Так, при династии Восточная Хань (25-220) 13 тысяч человек, состоявших в высших школах (тай сюэ), активно и успешно воздействовали на правительственные органы. Учебные заведения в Китае всегда играли особо важную роль. И дело здесь не только в повышенном почтении к труднодостижимой грамотности и учености, но и в социально-политической функции образования. Со 2 в. до н.э. в стране начала действовать экзаменационная система, обусловливавшая получение чиновничьих должностей соответствием определенному образовательному цензу. Таким образом административная и учебная системы сближались друг с другом. Поэтому Хуан Цзунси определял школы как "места, где взращиваются служилые". Но тут же он добавлял, что их значение этим не ограничивается, а состоит в том, чтобы "все средства упорядочения Поднебесной исходили из школ". В изображении Хуан Цзунси учебные заведения становятся не только кузницей руководящих кадров, но и своеобразными представительными органами, выражающими общественное мнение и доносящими его до всей администрации, включая императора. Система образования должна быть единой, общегосударственной, но при этом составляющие ее учебные заведения должны быть интеллектуально независимыми, допускающими свободное выражение взглядов. В высшей школе, играющей роль столичного университета, старейшине-ректору (буквально: совершающему возлияние жертвенного вина - цзи цзю) предоставляется право выбирать в ее состав крупнейших ученых-конфуцианцев своего времени. По статусу он приравнивается к первому министру и в случае отставки последнего может занять его место. В первый день каждого лунного месяца императору в сопровождении высших чиновников и советников следует посещать лекции старейшины-ректора в столичной высшей школе: "Старейшина-ректор, обратившись лицом к югу, произносит наставления; сын неба располагается среди учеников". Обращенность лицом к югу - каноническая поза императора, т.е. носителя наивысшей власти (см., например, Лунь юй, VI, 1, XV, 4/5). Следовательно, в данной ситуации таковым, естественно - на время, становится наставляющий сына неба старейшина-ректор. Здесь, как и в рассуждениях о роли достойного первого министра при недостойном правителе, явно проглядывает стремление Хуан Цзунси через функции высших должностных лиц как-то ограничить всевластие императора. В классическом конфуцианстве с самого его возникновения присутствовало подобное стремление, служившее основой для возвеличивания роли и расширения прав советников-конфуцианцев. По определению Конфуция, идеальный государь, "бездействуя, упорядочивает" Поднебесную (Лунь юй, XV, 4/5). "Бездействие" (у вэй) здесь подразумевало отсутствие прагматического вмешательства в заведенный порядок дел, гарантиями нормального хода которого должны были служить прямое духовно-нравственное воздействие государя на народ и правильная деятельность выбранных им достойных министров. В отличие от этой классической конфуцианской теории, Хуан Цзунси попытался ввести некоторые ограничения не в "бездействие", а в действия императора. Поскольку основной вектор политической инициативы в программе Хуан Цзунси оставался направленным сверху вниз, нормальные формы воздействия на императора снизу сводились к идейно-воспитательной сфере, что приводило к мысли об определенных педагогических мерах по отношению к наследнику престола. Хуан Цзунси предлагал обучать сына императора в столичной высшей школе по достижении им пятнадцати лет вместе с детьми высших чиновников (параллель этому - проект Царскосельского лицея в России начала 19 в.). Цель этого обучения - "знать настоящие и показные свойства людей" и "понемногу приобщаться к труду". По замыслу Хуан Цзунси, руководители нижележащих уровней административной иерархии - чиновники окружного и уездного масштабов должны получать наставления в соответствующих учебных заведениях еще чаще, чем император и его приближенные, а именно два раза в месяц - первого и пятнадцатого числа. При этом в случае обнаружения крупных административных нарушений и упущений ученым наставникам следовало объявлять о них публично под барабанный бой. Хуан Цзунси выступал за уравнительное перераспределение земель, восстановление древней системы "колодезных полей"

(цзин тянь, см. ЦЗИН ТЯНЬ; ЦЗИН ВЭЙ),

снижение налогов с крестьян и их (налогов) пятиступенную дифференциацию в зависимости от плодородности земли; за то, чтобы не только земледелие, но также торговля и ремесло считались "основным занятием"; за унификацию денежной системы, эмиссию бумажных денег и учреждение банков; за такую систему воинской повинности, при которой каждые пятьдесят человек выставляют одного рекрута, а десять семей снабжают его продовольствием. Социально-политические, экономические и правовые идеи Хуан Цзунси оказали большое влияние на китайских реформаторов конца 19 - начала 20 в., в особенности Лян Цичао (1873-1929), использовавших их в борьбе за демократические преобразования в стране.

ЛИТЕРАТУРА

Философская энциклопедия, т. 5. М., 1970

Полезные сервисы

хуан цзыцинь

Энциклопедический словарь

Хуа́н Цзыци́нь (р. 1904), китайский геолог, иностранный член РАН (1988). Труды в области геологии и тектоники: автор монографий «Главные структурные элементы Китая», «Эволюция Тетиса в пределах Китая и смежных регионов».

* * *

ХУАН ЦЗЫЦИНЬ - ХУА́Н ЦЗЫЦИ́НЬ (р. 1904), китайский геолог, иностранный член РАН (1991; иностранный член АН СССР с 1988). Труды в области геологии и тектоники (см. ТЕКТОНИКА (отрасль геологии)) ; автор монографий «Главные структурные элементы Китая», «Эволюция Тетиса в пределах Китая и смежных регионов».

Большой энциклопедический словарь

ХУАН ЦЗЫЦИНЬ (р. 1904) - китайский геолог, иностранный член РАН (1991; иностранный член АН СССР с 1988). Труды в области геологии и тектоники; автор монографий "Главные структурные элементы Китая", "Эволюция Тетиса в пределах Китая и смежных регионов".

Полезные сервисы

хуан чао

Энциклопедический словарь

Хуа́н Ча́о (? - 884), один из руководителей Крестьянской войны 874-901 в Китае. Потерпев поражение, покончил жизнь самоубийством.

* * *

ХУАН ЧАО - ХУА́Н ЧА́О (?-884), один из руководителей Крестьянской войны 874-901 в Китае. Потерпев поражение, покончил жизнь самоубийством.

Большой энциклопедический словарь

ХУАН ЧАО (?-884) - один из руководителей Крестьянской войны 874-901 в Китае. Потерпев поражение, покончил жизнь самоубийством.

Полезные сервисы

хуан юнь-цзяо

Афоризмы

Хуан Юнь-Цзяо

(XVI - XVII вв.) писатель

До добра не доведет: если позволяешь жене грубить старшим в доме; если клянешься на каждом слове; если женщины ходят по знакомым и судачат, если жена вечно затевает свары; если проводишь время с бездельниками.

Долго не удерживаются: молодая жена у старика-мужа; красивая служанка у ревнивой хозяйки.

Зря пропадают: лунная ночь, если спишь; красивые места, если ими не любуешься; жена молодого повесы.

Не переделать: насмешника; хитреца; лгуна; крючкотвора; интригана.

Неприглядны: льстивый чиновник на приеме у начальника; человек с манерами базарного торговца.

Не провести: серьезного человека - красноречивому вралю.

Не уговоришь: старика - не вспоминать о прошлых днях.

Сердцу милы: хозяйственная жена; послушный сын; молчаливая невестка; юноша, который любит поговорить со стариками.

Трудно забыть: речи возлюбленной; людей, которые помогли тебе в беде.

Хорошего не жди: если, нарушив семейные устои, вторично выходишь замуж.

Притворяется: молодая, что не умеет пить вино.

Полезные сервисы